Связаться
  • Национальный режим в закупках: новые разъяснения Минфина о подтверждении происхождения продукции

Национальный режим в закупках: новые разъяснения Минфина о подтверждении происхождения продукции

31.10.2025

Министерство финансов Российской Федерации разъяснило, как участникам государственных и муниципальных закупок правильно подтверждать происхождение товаров в условиях действия национального режима. Новый порядок направлен на обеспечение прозрачности и равных условий для всех поставщиков, участвующих в торгах.

Главная идея документа заключается в том, что подтверждение страны происхождения должно быть основано на официальных сведениях из государственных реестров. Если речь идёт о продукции из стран Евразийского экономического союза (за исключением Российской Федерации), основным доказательством становится регистрационный номер, присвоенный товару в евразийском реестре промышленной продукции. Этот механизм установлен Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2024 года № 1875 и охватывает широкий перечень категорий товаров.

Однако для отдельных позиций, обозначенных в пункте 10 указанного Постановления (группы 400–415 и 429–432), предусмотрен переходный порядок. До завершения адаптационного периода участники закупок могут предоставлять альтернативные документы, подтверждающие происхождение товара. Это решение принято, чтобы исключить случаи, когда производители или поставщики временно не могут внести продукцию в евразийский реестр, но при этом реально производят её на территории ЕАЭС.

Если же заявитель не прикладывает к заявке документы, подтверждающие производство товара в одной из стран Союза, его предложение рассматривается как иностранное. При этом, если на торги подана другая заявка, оформленная надлежащим образом и содержащая подтверждение российского или евразийского происхождения продукции, преимущество будет отдано именно ей.

Отдельно оговорены ситуации, когда заказчик официально фиксирует, что аналогов требуемого товара в российском реестре нет. В таких случаях разрешается указать только страну происхождения. Но если в закупке участвует поставщик, чья продукция уже внесена в российский или евразийский реестр, простое указание страны без реестрового номера больше не считается достаточным подтверждением. Такая заявка будет приравнена к иностранной.

В результате введённые правила усиливают значимость корректного документального сопровождения закупочных процедур. От того, насколько грамотно участник подтвердит происхождение товара, напрямую зависит его право на участие и шансы на победу в конкурсе. По сути, Постановление № 1875 закрепило переход к более формализованной и прозрачной системе допуска поставщиков, где акцент сделан на приоритет отечественных и евразийских производителей.